На днях депутаты Тверской городской Думы внесли изменения в бюджет города Твери, предусматривающие дополнительное финансирование в сумме более 800 млн. рублей на ремонт дорог в областном центре. Эти средства поступили в городскую казну из федерального бюджета. Вместе со всеми межбюджетными трансфертами доходная часть городского бюджета выросла до 9,5 млрд. рублей. Казалось бы, огромные деньги, но на самом деле город едва сводит концы с концами.
«Старожилы» тверской политики могут вспомнить, как в 90-е годы во времена Александра Белоусова о таких доходах город мог только мечтать. Да что там говорить, в те трудные времена руководство города было бы радо даже десятой доле таких денег. А между прочим, здравоохранение тогда все еще оставалось муниципальным, а сейчас — передано региональным властям. Но благополучие нынешнего тверского бюджета — это фикция, большая часть денег уходит на зарплаты чиновникам и бюджетникам, а образование, культура и спорт финансируются по остаточному принципу, общественный транспорт просто умирает.
Почему деньги вроде бы есть, а на самом деле — их нет? Во-первых, надо понимать, что большая часть средств приходит в город как субвенции из вышестоящих бюджетов. Это не значит, что город сам не зарабатывает денег. Наоборот, Тверь — главный донор областного бюджета. Как недавно было озвучено в Тверской городской Думе, всего на территории города Твери собирается налогов на сумму около 35 млрд. рублей, а непосредственно в муниципальный бюджет поступает менее 10% от этих средств. Большая часть денег уходит в государственную казну, но лишь малая доля возвращается в город как субвенции на строительство дорог или благоустройство. Вообще бюджетная система нашей страны похожа на перевернутую пирамиду, которая стоит на вершине. Именно в муниципальные бюджеты, — туда, где финансируются образование, культура, общественный транспорт и дороги должны направляться эти средства, но вместо этого им достаются лишь крохи с барского стола.
И самое печальное, что субвенции, которые приходят из государственного бюджета, носят целевой характер. Например 800 млн., с которых начался наш рассказ, можно потратить только на ремонт дорог, причем город должен выделить свою долю софинансирования. В итоге получается дисбаланс бюджета — огромные средства уходят на дороги и благоустройство, а школы, детские сады, библиотеки и дома культуры вынуждены считать каждую копейку. В этом году ожидается реализация двух крупных проектов по благоустройству на федеральные деньги, а в школах иногда не хватает денег даже на учебники.
Во-вторых, часть доходов городского бюджета существует только на бумаге. Ожидаемые поступления от местных налогов — это только прогнозы. Например, в прошлом году депутаты повысили земельный налог для автокооперативов в 5 раз. Ожидаемый доход от этого повышения — 30 млн. рублей, но на самом деле такие деньги собрать невозможно. Автокооперативы уже начали судебные процедуры по снижению кадастровой стоимости земли, а некоторые вообще заявили, что таких денег им взять неоткуда. Еще хуже обстоит дело с приватизацией городского имущества. Каждый год чиновники планируют сотни миллионов дохода по этой строчке бюджета, а на деле не выходит и десятой части — ликвидные объекты уже давно проданы, а остальные продаются через пень-колоду. Вот и получается, что собственные доходы бюджета похожи на мыльный пузырь. Доходная часть выполняется плохо, а значит, что и расходная на 100% выполнена не будет.
И в-третьих, Контрольно-счетная палата постоянно обращает внимание депутатов Тверской городской Думы на низкую эффективность расходования бюджетных денег. Каждая проверка превращается в скандал. То благоустройство общественных пространств или дворов сделано из рук вон плохо, то чиновники закупят оптом остановочные комплексы, которые потом просто валяются на складе, то просто раздают ликвидное муниципальное имущество налево и направо.
Так и живем — на бумаге городской бюджет просто пухнет от доходов, а на деле денег не хватает даже на самое необходимое. Мы уже не говорим про системы жизнеобеспечения города, тепловые сети, трубы водоснабжения и водоотведения. Остается только молиться, чтобы они не отказали все разом. А ведь на деньги, выделяемые федеральным центром на дороги и благоустройство, можно было бы за несколько лет привести коммунальные системы в порядок — пусть не в идеальный, но по крайней мере реально снизить аварийность на сетях. Но пока об этом приходится только мечтать…